Я расскажу вам, как именно мне открылись секреты древнего искусства ниваки
Моя любовь к растениям зародилась в детстве. У моей мамы дома всегда было и есть много комнатных растений.
Потом были годы увлечения кактусами, ухищрений, связанных с организацией их зимовки, чтобы "заставить" зацвести.

В 1994 году я случайно увидел по телеку рекламу выставки бонсай, которую проводил совхоз "Красная Нива" - первые, кто в нашей стране поставил бонсай на коммерческие рельсы, за что я им очень благодарен.
Это была влюбленность с первого взгляда (до любви дело дошло много позднее), которая, может и не сразу, но определила мою дальнейшую судьбу.

Я посетил ту выставку дважды, чтобы растянуть послевкусие переполнявших меня эмоций от соприкосновения с чудом.

Купил тогда пару маленьких растений (у которых в силу моей неопытности не было шансов на долгую жизнь), несколько вьетнамских горшков и главное - книгу Гарри Томлинсона «The Complete Book of Bonsai» (“Полная книга бонсай”).
Написанная четким британским английским на основе практического опыта, она читалась запоем. Я смаковал каждую иллюстрацию, каждое дерево в ней мне казалось шедевром.

Эта книга, пусть и не сразу, перевернула всю мою жизнь, которая с каждым годом была все крепче связана с деревьями. Я начал собирать свою коллекцию.
Как нетрудно представить, большинство первых экземпляров погибли...
Я стал выписывать книги по бонсай, а также подписался на три англоязычных журнала — Bonsai Today, International Bonsai, ABS (American Bonsai Society) Journal. Получал их и зачитывался прямо на работе, отодвигая все дела.
В ABS Journal я узнал про дистанционный курс «Introduction to Bonsai» (“Введение в бонсай”) и сразу купил его. Мне прислали очень четкое методическое пособие, видеокассету и назначили австралийского куратора, которой я отправлял домашние задания по электронной почте.
Была вторая половина 90-х...
Потом я прошел и продвинутый, гораздо более подробный курс от ABS.

Это обучение дало мне то, что не могли дать книги, а именно: четкие пошаговые инструкции - что, зачем, когда и как делать.
И вот однажды, в журнале International Bonsai я увидел рекламу тура в Японию — по выставкам и мастерам бонсай и садам и паркам.

Сомневался, ехать ли, т.к. поездка выходила довольно дорогой. Поэтому очень благодарен моей супруге Ире в то время — за то, что развеяла сомнения и настояла на том, чтобы я летел.
Осенью 2002 я оказался в Японии: завеса упала и мне открылся мир настоящего бонсай, где каждое дерево - целая Вселенная…
Мы посетили:
парки древнего Киото,
ежегодную осеннюю выставку бонсай Тайкантен,
сады всемирно известных мастеров - Кобаяси, Такеямы, Хамано, Масуми, Като, Кимуры и Дайзо Ивасаки.
После 2002 г. я потом многократно наведывался в Японию для услады глаз, обучения и приобретения новых деревьев. Удивительно, но именно сильная влюбленность в японский бонсай подтолкнула меня обратить свои взоры на деревья, растущие в природе в России.
И конкретно на мой сад на даче.
Ведь изначально я начал интересоваться садовым дизайном в середине 90-х - как раз, чтобы привести его в порядок.

Но, погрузившись в бонсай я немного о нем... забыл.
С мамой в саду, 2021
На выставке моих бонсай в парке Зарядье, 2018
Помню, как в детстве и юношестве в домах отдыха и пансионатах, где бывал с родителями, я старался стибрить черенки растений или даже выкопать небольшие отростки, например, агавы в Крыму, ведь в советских магазинах ничего этого не продавалось.
За 20 лет некоторые деревья в саду выросли реально большими, стали затенять мои бонсай, мусорили.
Они начали мешать:
во-первых, коллекции бонсай;
во-вторых, моему чувству прекрасного.

Потому что когда ты заходишь в неухоженный сад, это немножко другое ощущение, чем от красиво обрезанного и аккуратного. Как будто в грязный дом вошел, в котором не убирались давно.
Я начал размышлять, моделировать, думать, экспериментировать.
И вскоре понял, что техники бонсай отлично работают и с большими деревьям. Но при этом мне пришлось глубже погрузиться в специфику “больших” деревьев, я стал изучать основы физиологии деревьев, то как они растут и развиваются.
В тоже самое время профессиональное сообщество проявило интерес к моими знаниям и навыкам. Меня пригласили провести мастер-класс по созданию именно ниваки, после — еще один, и еще.

Я увидел, что это важно и нужно людям.
Ведь ниваки (в отличие от бонсай) — искусство более универсальное и прикладное.
Содержание деревьев в горшках требует весьма дисциплинированного ухода, к которому готов не каждый. А посадить дерево у себя в саду и облагородить его может любой человек, знакомый с основными техниками и подходами ниваки.
Поэтому в 2018 году мы с Полиной создали свою школу бонсай и ниваки.
За эти годы нашими выпускниками стали более 1000 человек.
Один раз в год летом мы набираем большой живой курс по бонсай ("АЗБУКА БОНСАЙ"), и также один раз в год, зимой - большой живой курс по ниваки ("АРХИТЕКТОР ДЕРЕВЬЕВ") - немногим более 100 человек на поток
Вот примеры их работ
Мы обучаем практическим навыкам, применимым в реальной жизни.
Например, многие думают, что главное - правильно обрезать дерево, что это занимает много времени, что для этого нужно много инструментов и какой-то особенный талант.
При этом никаких сложных правил в обрезке по сути нет — все они довольно просты и логичны для понимания любым взрослым человеком.
Ничего мистического и таинственного.
Может каждый
Почему ученики наших курсов могут легко формировать ниваки и красивые деревья, которые будут радовать глаз и восхищать окружающих?
При всем уважении к коллегам, большинство специалистов ландшафтной отрасли не умеют формировать красивые деревья.
А Вы сможете уже завтра подойти к любому дереву и начать продумывать его образ, получить понимание, каким должно стать дерево в конечном счете и начать создавать красоту.
Начните уже завтра
Я учился бонсай на английском языке, а мы обучаем вас на русском (не иностранном, не японском). Вам не нужно никуда ехать.

Вы можете просто получить готовые инструкции и начать создавать ниваки.
Видите как все просто? Главное — начать.
Именно поэтому мы создали краткий курс-самоучитель, в котором Вы получите самое нужное, чтобы начать получать удовольствие от работы с деревьями!
Но об этом не расскажут вам те, кто продает услуги ландшафтного дизайна, даже за большие и очень большие деньги.
На самом деле важнее всего — это знать цель, ясно представлять себе конечный результат своих усилий и тогда любые последующие действия будут целенаправленными и будут приносить удовольствие.
Made on
Tilda