Я расскажу вам, как именно мне открылись секреты древнего искусства ниваки
Моя любовь к растениям зародилась в детстве. У моей мамы дома всегда было и есть много комнатных растений.
Потом были годы увлечения кактусами, ухищрений, связанных с организацией их зимовки, чтобы "заставить" зацвести.
В 1994 году я случайно увидел по телеку рекламу выставки бонсай, которую проводил совхоз "Красная Нива" - первые, кто в нашей стране поставил бонсай на коммерческие рельсы, за что я им очень благодарен.
Это была влюбленность с первого взгляда (до любви дело дошло много позднее), которая, может и не сразу, но определила мою дальнейшую судьбу.
Я посетил ту выставку дважды, чтобы растянуть послевкусие переполнявших меня эмоций от соприкосновения с чудом.
Купил тогда пару маленьких растений (у которых в силу моей неопытности не было шансов на долгую жизнь), несколько вьетнамских горшков и главное - книгу Гарри Томлинсона «The Complete Book of Bonsai» (“Полная книга бонсай”).
Написанная четким британским английским на основе практического опыта, она читалась запоем. Я смаковал каждую иллюстрацию, каждое дерево в ней мне казалось шедевром.
Эта книга, пусть и не сразу, перевернула всю мою жизнь, которая с каждым годом была все крепче связана с деревьями. Я начал собирать свою коллекцию.
Как нетрудно представить, большинство первых экземпляров погибли...
Я стал выписывать книги по бонсай, а также подписался на три англоязычных журнала — Bonsai Today, International Bonsai, ABS (American Bonsai Society) Journal. Получал их и зачитывался прямо на работе, отодвигая все дела.
В ABS Journal я узнал про дистанционный курс «Introduction to Bonsai» (“Введение в бонсай”) и сразу купил его. Мне прислали очень четкое методическое пособие, видеокассету и назначили австралийского куратора, которой я отправлял домашние задания по электронной почте.
Была вторая половина 90-х...
Потом я прошел и продвинутый, гораздо более подробный курс от ABS.
Это обучение дало мне то, что не могли дать книги, а именно: четкие пошаговые инструкции - что, зачем, когда и как делать.
И вот однажды, в журнале International Bonsai я увидел рекламу тура в Японию — по выставкам и мастерам бонсай и садам и паркам.
Сомневался, ехать ли, т.к. поездка выходила довольно дорогой. Поэтому очень благодарен моей супруге Ире в то время — за то, что развеяла сомнения и настояла на том, чтобы я летел.
Осенью 2002 я оказался в Японии: завеса упала и мне открылся мир настоящего бонсай, где каждое дерево - целая Вселенная…
Мы посетили:
✔ парки древнего Киото,
✔ ежегодную осеннюю выставку бонсай Тайкантен,
✔сады всемирно известных мастеров - Кобаяси, Такеямы, Хамано, Масуми, Като, Кимуры и Дайзо Ивасаки.
После 2002 г. я потом многократно наведывался в Японию для услады глаз, обучения и приобретения новых деревьев. Удивительно, но именно сильная влюбленность в японский бонсай подтолкнула меня обратить свои взоры на деревья, растущие в природе в России.
И конкретно на мой сад на даче.
Ведь изначально я начал интересоваться садовым дизайном в середине 90-х - как раз, чтобы привести его в порядок.
Но, погрузившись в бонсай я немного о нем... забыл.
На выставке моих бонсай в парке Зарядье, 2018
Помню, как в детстве и юношестве в домах отдыха и пансионатах, где бывал с родителями, я старался стибрить черенки растений или даже выкопать небольшие отростки, например, агавы в Крыму, ведь в советских магазинах ничего этого не продавалось.